Formula Student

Formula Student

«Formula Student» – масштабный международный проект. Первые соревнования прошли в 1981 году, и с каждым годом увенчивает свою популярность по всему миру.

Большое распространение проект получил в России. В мировом рейтинге нашу страну представляет 11 команд, но в действительности география значительно шире: начиная от Владивостока и заканчивая Европейской частью России – это более 20-и команд. Особенностью Formula Student является то, что команда состоит из студентов-непрофессионалов, перед которыми становится задача не только победить в динамических дисциплинах, но и в инженерной защите разработанного проекта.

Основная цель «Formula Student» – это укрепление студенческого движения России и побуждение молодых людей заниматься карьерой в области машиностроения.


Международные инженерно-спортивные соревнования Formula Student представляют собой прохождение нескольких дисциплин: динамических и статических

  • Acceleration (Ускорение) Серия заездов, с целью показать максимальные результаты при минимальном времени разгона автомобиля на прямой 75 метров.
  • Skidpad (Восьмерка) Серия заездов с целью оценки способности проходить поворот на высокой скорости. Два круга движения по часовой стрелке, два круга против часовой стрелки.
  • AutoX (Автокросс) Серия заездов с целью обеспечить максимальную среднюю скорость на треке при минимальном времени прохождения одного круга на трассе, при этом не сбив ни одного конуса, ограничивающего траекторию трассы.
  • Endurance (Гонка на выносливость) Цель – дойти до финиша, проехав по трассе длиной 22 км без дозаправок, при этом не сбив ни одного конуса, ограничивающего траекторию трассы. По результатам гонки оценивается время прохождения дистанции и топливная экономичность автомобиля.
  • Design Event (Защита конструкции) Судейская коллегия задает вопросы об автомобиле, а команда, используя знания теории и практики, должна грамотно обосновать, почему применено то или иное решение.
  • Cost & Manufacturing event (Отчет о стоимости) Судейская коллегия оценивает экономическую целесообразность применяемых решений.
  • Business presentation (Презентация бизнес-плана) В ходе защиты этой дисциплины команда представляет инженерную компанию, принимающую судей в роли инвесторов, которым необходимо предоставить план на производство серий автомобилей, их реализацию и дальнейшее обслуживание.

Интересные факты

  • На данный момент в Формуле Студент существует 2 класса гоночных болидов, однако до 2012 года их было 4.

Класс 1

Данный класс похож на болиды для соревнований типа SAE и имеет схожие с ним критерии. Команда должна предоставить гоночный автомобиль, спроектированный и изготовленный студентами исключительно для соревнований подобного вида, а также показать на гонке и на других динамических испытаниях, что автомобиль в рабочем состоянии. Командам запрещено выставлять прошлогодние автомобили. Это было разрешено только в классе 1А.

Класс 1А (до 2012 года)

В этом классе выступали автомобили с альтернативным топливом, так как уделялось особое внимание влиянию гоночных машин на окружающую среду. Плюсом класса 1А была возможность использования прошлогоднего болида, что позволяло команде сосредотачиваться на других частях соревнования, а не на проектировании новых элементов авто. Машины 1А класса оценивались по таким же критериям, как и класс 1, однако вместо отчета о стоимости, команда предоставляла анализ автомобиля в гонке на выносливость, а также уделялось внимание к измерению размеров. Команды класса 1А соревновались и получали баллы независимо от класса 1. Но, начиная с 2012 года, автомобили с нефтяным и альтернативным топливом соревнуются вместе, в классе

Класс 2

В этом классе соревнуются команды, у которых есть только проект автомобиля класса

Также они могут представить часть выполненной работы по автомобилю, но это не считается обязательным. Очки они получают только за статические дисциплины. Университеты могут подать заявки сразу в два класса (класс 1 и класс 2), как правило представителями второго класса являются недавно пришедшие в команду студенты, которые получают навыки и опыт, необходимые для поступления и работы в классе 1.

Класс 2А (до 2012 года)

В данном классе принимали участие команды, задача которых была схожа с задачей класса 2: спроектировать автомобиль класса 1А, подготовить презентацию проекта, отчет о стоимости автомобиля и бизнес-план. Как и в классе 2, постройка болида или отдельных деталей необязательна. Университеты могли подавать заявки сразу в два класса (класс 1А и класс 2А), что позволяло неопытным студентам приобрести навыки и практику для предстоящей работы в классе 1А.

  • Первые соревнования прошли на испытательном полигоне Motor Industry Research Association (MIRA). Далее с 1999 по 2001 гонки проводились в национальном выставочном центре Бирмингема. В 2002-2006 гг. хозяином соревнования стала картинговая трасса Брантингтхорп. В 2007 году соревнование переехало в Сильверстоун: еще долгое время динамические испытания проводились на поворотах Бруклэндс и Лаффилд. Только в 2012 году для этого начали использовать поворот Коупс и пит-стрейт.

На сегодняшний день, этапы соревнований проходят на гоночных трассах многих стран, таких как Хоккенхаймринг в Германии, ТТ Circuit в Нидерландах и т.п.

  • Первое мероприятие Formula Student прошло в июле 1998 года, участвовало лишь 7 команд;
  • Как правило, участие в Формуле-Student – это университетская дипломная работа для выпускников;
  • Первые соревнования состоялись в 1978 году и первоначально назывались «SAE Mini Indy».
  • В 1992 году три ведущие компании, такие как General Motors, Ford Motor Co. и Chrysler Corp., сформировали консорциум для запуска Formula SAE
  • Первые международные соревнования «Формула Студент» в России состоялись в 2014 году на автодроме ADM Raceway в Мячково.
  • Лучшей динамикой разгона среди болидов студенческих команд является разгон до 100 км/ч. на отрезке 75 метров за 1,513 секунды;
  • Каждый третий гоночный инженер команд Формулы 1 приходит в королевские гонки из «Формулы Студент»;
  • Вес пилота достигает 300 кг в следствии перегрузок